|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 1-я
25 декабря 1912 г.
Рождество Христово


Приветствую вас с великим праздником Рождества Христова. Я что-то стал слабеть, еле выстоял вечерню сегодня.
Фарисеи и книжники осуждали Христа за то, что Он Себя называл Богом – равен Ся творя Богу (Ин. 5, 18). Господь в ответ на их порицание не сказал: «Я единосущный Отцу Бог», но возразил им: Несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте (Пс. 81, 6) (Ин. 10, 34). Это относилось к израильтянам. Фарисеи ничего не могли ответить на это и замолчали. Но каким образом человек уподобляется Богу, как можно применить к нему это название? У древних греков были боги, олицетворявшие собой разные свойства людей, как хорошие, так и порочные, но здесь не про таких богов говорится. Конечно, быть такими же, как Господь, не только из людей, но и из ангелов никто не может, но уподобляться Богу должен каждый человек, если хочет достигнуть Царствия Небесного. Святых, подражавших в высшей степени Богу, так и называют преподобными, но каким образом они похожи на Бога? Поясним это примером. Если взять несколько капелек воды, то хотя они будут малы, но по своим свойствам напоминают то озеро или реку, из которой они взяты. Так и святые заимствуют от Господа Его свойства: благость, любовь, милосердие – и тем уподобляются Господу.
Мне вспоминается случай, бывший на моей далекой родине. В одно торговое заведение был взят в услужение семилетний мальчик, сирота. Один богатый человек увидел его кроткое лицо, мальчик ему понравился. Он взял его к себе. Вскоре этот господин уехал из села и увез мальчика с собою. В городе он отдал его в гимназию, затем в университет. Прошло много лет, и бывший сиротка, окончив курс в университете, приехал на время в свое село. Поселяне, знавшие его мальчиком, говорили: “Неужели это Митенька?” Точно, это был он, но как он изменился! Сделался образованным человеком, Димитрием Павловичем, приобрел все свойства интеллигентного человека. Его товарищи, с которыми он играл в бабки и другие игры, тоже выросли, но по своему развитию резко отличались от него, его свойств не имели.
Подобно тому и грешные люди не имеют тех свойств, которыми отличаются святые, а те, в свою очередь, заимствуют эти свойства от Господа. Но большая разница между сознанием человека приобретающего земные знания, и святого, приобретающего благодать Божию. Человек, учась в гимназии, затем в университете, ясно сознает, что обогащается все новыми и новыми знаниями, а святой – наоборот, приближаясь к Богу, считает себя все хуже и хуже, т.к. видит перед собой идеал – Христа, которому он стремится уподобиться, по необходимости сознает, как он далек от этого идеала.
Один человек, обладавший 50 тысячами капитала, считался богатым в родном селе, но вот он приезжает в Александрию и видит, что здесь много людей гораздо богаче его, а когда посетил Константинополь и увидел там миллионеров, то понял, что по сравнению с ними его богатство совершенно ничтожно. Так святые, сравнивая свои добродетели с безконечными совершенствами Божиими, считают себя за ничто. А что же скажем мы, грешные?
Чтобы уподобиться Богу, надо исполнять Его святые заповеди, а если рассмотреть, то окажется, что ни одной-то мы по-настоящему не исполнили. Переберем их все, и окажется, что той заповеди мы едва коснулись, другую, может быть тоже только начинали, а, например, к заповеди о любви и не приступали. Что же остается делать нам, грешным? Как спастись? Единственно через смирение: Господи, во всем-то я грешна, ничего нет у меня доброго, надеюсь только на Твое милосердие!
Мы – сущие банкроты перед Господом, но за смирение Он не отринет нас. И, действительно, лучше, имея грехи, так и считать себя великими грешниками, чем, имея какие-нибудь добрые дела, надмеваться ими, считая себя праведными.
В Евангелии изображены два таких примера в лице мытаря и фарисея. Фарисей, гордый своими мнимыми добродетелями, все только выставляет себя: “Я сделал то-то и то-то”, все только “я” и “я”, а мытарю нечем хвалиться, он крал и, собирая подати, брал лишнее, а потому, сознавая свои грехи, он смиренно молил Господа: Боже, милостив буди мне грешнику! (Лк. 18, 13). Вам известен конец: фарисей осуждается, а мытарь оправдывается.
Усвойте молитву мытаря: “Боже, милостив буди мне грешной”. И не только в церкви, но и становясь на обычную утреннюю или вечернюю молитву, произносите эти слова, да и во всякое время. Сидите, например, дома, упал ваш взор на икону, и вспомните сейчас же эту молитву. Молитва эта выражается и другими словами: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Всегда мысленно произносите эти великие слова, т.к. в них заключается смирение, а где смирение, там и вера.
Одно знание закона Божия не спасет нас. Фарисей знал закон во всех деталях, но его знание было мертвым капиталом, не приносившим никакой пользы, т.к. не воплощалось в жизнь.
Однажды к прп. Серафиму пришел некто, окончивший Академию и имевший обширные научные знания. Прп. Серафим в назидание привел следующее сравнение: человек, исполняющий закон Божий на деле, подобен мужу, носящему камни на колокольню: ему трудно, но он не оставляет своей работы. Человек же, знающий закон Божий только теоретически, подобен мужу, сидящему на колокольне и бросающему камни вниз. Какая польза?!
Спасутся не знавшие только закон, но творцы закона.
Люди, исполняющие заповеди Христовы, самой жизнью своей достигают творческой силы.
В первые века христианства жил в Греции, во Фракии, замечательный подвижник по имени Марк . Рано он оставил мир, поселился на Фракийской горе, где в уединении и безмолвии подвизался о Господе. От людей он не мог заимствовать примеров, но в законе Господнем поучался день и ночь . Однажды его посетил авва Серапион, чтобы погребсти его тело. т.е. Господь призывал уже Марка к Себе. Когда авва Серапион пришел, Марк встретил его с любовью и завел с ним духовную беседу.
– Как теперь живут христиане? По-прежнему ли их преследуют? Ведь я вот уже 90 лет в пустыне, и за это время не видел ни одного человека.
– Твоими святыми молитвами, отче, гонения прекратились; всюду открыто совершается христианское богослужение, – ответил авва Серапион.
– Слава Богу! – воскликнул Марк, – а есть между христианами такие, которые скажут горе сей: ввергнись в море, и она их послушает? (Мф. 17, 20; 21, 21; Мк. 11, 23).
Когда Марк произнес эти слова, то вдруг раздался страшный треск, и гора, на которой были подвижники, сдвинулась со своего места и вверглась в море. Марк, обратился к горе, как к живому существу, сказал:
– Стой спокойно, я не тебе говорю .
Следовательно, слова Марка имели творческую силу, т.к. он был творец закона.
Мы, грешные, конечно, не можем творить таких дел, но если, по слову Спасителя, будем иметь веру с зерно горчичное  и смиряться, то Господь не отринет нас, а спасет, какими Сам весть судьбами.
Нынче в церкви поются дивные песнопения:
Христос раждается, славите,
Христос с небес срящите,
Христос на земли возноситеся,
Пойте Господеви вся земля,
И веселием воспойте, людие,
Яко прославися .
Что означают эти слова?
«Христос раждается, славите» – не языком или легкими, но прославлять Христа нужно своею жизнью.
«Христос с небес срящите», т.е. встречайте Его верою и добрыми делами, неразрывно связанными с верою: вера, аще дел не имать, мертва есть о себе (Иак. 2, 17).
«Христос на земли – возноситеся» – это не то, чтобы возноситься над другими, гордиться; нет, это означает, что необходимо отрывать свое сердце от всего земного, суетного, тленного.
Когда я жил еще в миру, то был однажды в одном аристократическом доме. Гостей было много. Разговоры шли скучнейшие. Передавали новости, говорили о театре, и т.п. Людей с низменной душой удовлетворял этот разговор, но многие скучали и позевывали. Один из гостей обратился к дочери хозяина дома с просьбой сыграть что-нибудь. Другие гости также поддержали его. Та согласилась, подошла к дивному концертному роялю и стала петь и играть:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел.
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге Великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она?
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли .
Пела девушка, и окружающая обстановка так подходила к этой песне. Все это происходило на большой стеклянной террасе; была ночь, из окон был виден старинный дворянский сад, освещенный серебряным светом луны...
Я взглянул на лица слушателей и прочел на них сосредоточенное внимание и даже умиление, а один из гостей, закрыв лицо руками, плакал, как ребенок, а я никогда не видел его плачущим.
Но отчего же так тронуло всех пение это? Думаю, что произошло это оттого, что пение оторвало людей от земных житейских интересов и устремило мысль к Богу, Источнику всех благ.
Песнь эту написал Лермонтов, человек грешный, да и исполняла ее не святая, но слова этого прекрасного стихотворения произвели сильное впечатление; не тем ли более слова церковных песнопений (не Евангелия только), тропарей, канонов могут наполнить душу блаженством, не совсем еще погрязшую в житейском море. Но чтобы пение церковное производило должное впечатление, необходимо вникать в смысл этих песен, и тогда не оторвешься от них, а если многие безчувственно стоят в церкви, позевывают, и только ждут, когда окончится служба, то это потому, что не понимают они смысла церковных песнопений. Особенно трогают душу старинные церковные напевы. У нас в монастыре, конечно, этого нет. Поют пять-шесть иноков, как им Бог на душу положит, уж простите, чем богаты, тем и рады. А есть храмы с очень хорошими певцами. Но для спасения жизни нужно петь Господу не голосом, а самой жизнью своей.
В Св. Писании жизнь во Христе называется пением. Крепость моя и пение мое Господь и бысть ми во спасение (Пс. 117, 14), Воспою Господеви в животе моем (Пс. 103, 34; 145, 2).
В Оптиной Пустыни подвизался насадитель старчества о. Лев . Сильно восставал враг на него за то, что тот принимал народ и советом спасал многих. Диавол вооружил против сего Старца не только мирян, но и иноков. Однажды некоторые из монахов, ненавидевшие о.Льва, донесли на него архиерею: «У него все бабы, да бабы, и он возится с ними с утра до ночи, это вовсе не подобает монаху», – писали иноки Владыке.
Архиерей сам приехал в Оптину, чтобы лично убедиться в справедливости написанного. Когда он пришел к батюшке о. Льву, тот, действительно, был окружен толпами народа, в большинстве состоявшего из женщин. Вдруг принесли бесноватого, который с пеной у рта бился на руках приведших его людей.
– Не запрещал ли я вам принимать народ? – строго сказал архиерей, – но вы все-таки его принимаете?!
Пою Богу моему дондеже есмь (Пс. 145, 2), – ответил Старец; посмотрите, Владыко, – продолжал он, указывая на бесноватого, – этот человек почти потерял человеческое подобие; неужели же я, как скотину, прогоню его? А эти женщины, жаждущие спасения души, если я их отвергну, то Господь меня отринет.
Архиерей понял глубокое значение слов Старца и признал его действия .
Вот теперь торжественный праздник Рождества Христова, в который воспоминается, как Господь родился от Пресвятой Девы Марии и был яко младенец среди нас и нас ради.
Но для чего приходил на землю Единородный Сын Божий? Много здесь причин. Прежде всего, конечно, чтобы спасти людей от грехов и сделать их богами, а также принести мир на землю. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14). Господь хочет, чтобы мы любили друг друга и прощали обиды, а мы часто мстим обидчикам, а если не удается отомстить, то сожалеем об этом. Не должно так поступать христианам: нужно отбросить гордость и тщеславие и считать себя хуже всех; тогда мы не будем осуждать других и мстить им за обиды.
Печальную новость узнал я недавно. Одно духовное лицо, человек, известный своей ученостью и богословским образованием, защитник Православия, вдруг отрекся от него. Прямо не хочется верить! Прекрасно, красноречиво он говорил и жил не худо, не был ни убийцей, ни блудником, не имел никаких и других пороков, но вдруг пошатнулся и отрекся от Господа. Отчего это случилось? Правда, он был поставлен в очень тяжелые условия, враг со всех сторон нападал на него, и он не устоял. Погубило его тщеславие. Те обширные знания, которые он имел, не принесли ему пользы, а, напротив, повредили ему, т.к. затмили его ум. А тщеславие бывает от недостатка смирения. Человека смиренного никакие скорби не победят, не падет он, т.к., смиряясь, находит, что за грехи свои достоин большего наказания. Смиренный уподобляется человеку, построившему дом свой на камне: И сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту: и не падеся, основана бо бе на камени (Мф. 7, 25). А камень-то этот – смирение. Тщеславный же подобен человеку, построившему дом свой на песке, без основания. И сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася, т.е. со всей силой устремились к храмине той, и падеся: и бе разрушение ея велие (Мф. 7, 27).
Смиримся же перед Богом. Ныне 25 декабря 1912 года положим маленький кирпичик в основание своего домика, т.е. желания исправиться, а Господь Сам спасет нас по Своей неизреченной благости.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .